Если в первом рассказе суд над героем производила сторонняя высшая сила и герой в итоге вспоминал преступление — убийство паука (казалось бы, мелочь, но ведь и паучок тоже жизнь!), то во втором рассказе герой погружен в самоанализ, сам судит себя и сам выбирает место заключения. Герой первого рассказа, кстати, не раскаивается, он пробует хитрить, юлить. Жажда вывернуться и выжить — понятна. А кто бы не хотел продлить своё существование? Первый герой не торопится брать ответственность за поступок. Пусть написано: «Я смотрю на страдающего паука и не понимаю, зачем сделал это. В груди возникает пустота. Я впервые задумываюсь о действиях и их последствиях. О выборе, что мы делаем. И о страданиях, которые способны им причинить», однако, изображение поведения героя скорее говорит о том, что он ни преступления, ни наказания не признаёт.
Казалось бы, момент открытия должен вызывать эмоциональный отклик и у героя, и у читателя (через воздействие на него средствами художественной выразительности), но автор довольно сухо и скупо останавливается на ключевом моменте. Герой сообщает о том, что он задумался о последствиях. Однако, это именно сообщено как факт, а не показано как сложный и эмоциональный психологический процесс, как тяжелое проживание осознания своей неправоты, в ходе которого изменяется отношение героя к жизни и к самому себе.
Сцена суда становится абсурдной. Но, может, того и добивался автор? Необходимо остановиться и задуматься, а где и каково мерило того, чья жизнь ценна? Где шакала измерения преступления? С точки зрения, устройства мироздания убийство паучка — тоже убийство. Хотя с бытовой точки зрения простого человека эта мысль абсурдна.
Не признавая высших порядков, герой прагматично пытается сообразить, как бы ему выкрутиться, как бы оттянуть наказание. Получается, что убийство паучка и его страдания — это всё-таки мелочь, которая не строит ни раскаяния, ни наказания, вот герой и тянет время: «Но у меня ещё есть время. Столько времени, сколько я захочу».
Проблема художественной реализации в том, что нынешний вариант не цепляет, взгляд скользит по строчкам, ни на чём не останавливаясь. Герой не вызывает симпатии и сочувствия. Текст рационален, скорее сообщает факты, нежели отражает противоречивый внутренний мир героя (а для рассказа-размышления на философскую тему это важно). Эмоциональная составляющая ярка только в начале рассказа.
Что со вторым текстом?
Откуда и куда должен отвезти поезд — неизвестно. Может, и хорошо, что его нет? Но что же герой так отчаянно хочет попасть на поезд?
Вероятно, попасть на поезд значит вспомнить грехи. А вспомнив, простить себя, потому что человек себе самый строгий судья. Но дело не в прощении, а именно в том, чтобы вспомнить (как и в первом рассказе). Вспомнить — равняется осознать в принципе наличие проблемы, докопаться до сути. Прощение или непрощение — это конечный результат, а важен именно процесс самоанализа, проживания и проработки проблемы. Вот этим процессом и занимается герой. Но — безуспешно.
Куда так легко уходят другие люди? Неужели они не склонны к самокопанию и поезд к лучшей жизни им не нужен? Видится, что это всё же поезд к лучшей жизни. Как в первом рассказе герой бы хотел попасть в рай, так и герой второго рассказа тоже хотел бы туда.
И оба не могут двинуться дальше. Застывают в ожидании. Первый тянет время, чтобы его не сожрал паук-бог (что означало бы абсолютное забвение, в то время как чистилище и рай — всё-таки жизнь, пусть и в другой форме). Второй никуда не едет, потому что никак не может завершить суд над собой. Рассказ с открытым финалом. Вспомнит или не вспомнит?
Первый герой тоже не в состоянии совершить суд над собой. Как только он даст ответ на вопрос паука, всё закончится, поэтому фактически именно герой судит себя, от него зависит, когда всё закончится, а паук только «помогает» и исполняет приговор.
Выше замечено, что человек сам себе самый строгий судья, но для этого нужен высокий уровень чувства ответственности перед собой и окружающим миром. Именно этого обоим героям не хватает. Они не готовы осознать грехи. И потому кажется, что в первом рассказе не раскрыт внутренний мир героя, что сам герой ещё не дошёл до необходимого уровня самоанализа. В этом смысле второй герой продвинулся дальше.
Пафос обоих рассказов — только осознанность и ответственность позволяют двигаться дальше. А каким будет это дальше зависит от того, как вы, дорогой читатель, жили.