В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского Аркадий Свидригайлов представлял вечность как банку с пауками. Рассказ Игоря Озерского наглядно иллюстрирует нам, как это могло бы выглядеть на практике.
Рассказ написан хорошим языком. В нём нет языковых шероховатостей, которые можно было бы исправить редактурой. При всём при этом рассказ произвёл на меня двойственное впечатление. С одной стороны, он врезается в память, с другой — впечатление могло быть намного более сильным.
Почему врезается в память — понятно. У Игоря очень хорошо получается воссоздать атмосферу тоскливой безнадёжности. Да и гигантские пауки — это те существа, которые никого не оставляют равнодушными, о чём свидетельствует мировая классика от Толкиена до Роулинг.
Для того, чтобы понять, почему рассказы могли быть намного более сильными — нам надо перейти к разговору о высших смыслах литературы. Во-первых — герой.
До конца рассказа мы так и не понимаем, что происходит с героем. Почему он несчастен? Куда он едет? Мы не понимаем, является ли происходящее с ним видением либо реальными событиями. Если это видение — не много ли страданий из-за убитого в детстве паука? Если это реальность…
Если это реальность, то, конечно — это повод задуматься, по каким меркам нас будут судить? И точно ли эти мерки совпадают с нашими представлениями? Но и в этом случае задумываться мы будем не слишком сильно. Люди вряд ли готовы, подобно буддийским монахам, ходить с метёлочками и сметать перед собой насекомых. Так что эти размышления вряд ли изменят чью-то жизнь.
Сама мысль автора (и его героя) об ответственности за свои поступки, разумеется, важна. И что не стоит поддаваться чужому давлению — тоже. Но сюжет для её иллюстрации выбран максимально странный. Если уж что и можно себе извинить — так это то, что ты поддался в детстве давлению красивой девочки.
Повторюсь, при всём вышесказанном — рассказ оставляет впечатление. Эта девочка, которая начинает шипеть, сами пауки — они врезаются в память. Любителям хтонических сюжетов в литературе — рассказ, конечно, понравится. Но всё-таки — ценителей хтонических сюжетов не так уж и много, и публика эта довольно искушённая, гигантскими пауками её не удивить.
Если же говорить о высших смыслах литературы — то, как мне кажется, правильный путь лежит в соединении хтонического и глубин человеческой психики. Какая-то действительно серьёзная психическая проблема, которая оборачивается хтоническими чудовищами — это может произвести впечатление и на широкого читателя.