Автором были представлены для анализа два рассказа: «Пауки-боги» и «Место». Оба они отражают философские размышления автора о греховности человеческой жизни и прощении, в том числе — самого себя.
Начало первого рассказа кажется мне несколько неудачным, поскольку является общим местом: «Жизнь проносится мимо быстрее, чем это может показаться <…> Время скоротечно. И, как сказал мой любимый писатель, — это аксиома». Это можно назвать литературным штампом. Если автор хотел загадать читателю загадку о том, кто его любимый писатель, то разгадывать её нет особого желания.
Далее мы узнаём, что рассказчик находится в поезде, но хотел бы быть где-то в другом месте. Упоминание космического корабля и далёкой планеты даёт нам возможность предположить, что это будет фантастический рассказ, но я бы скорее отнесла его к жанру мистики, поскольку в данном рассказе важнее символическая и духовная составляющая, чем создание иного мира.
Хотелось бы отметить несоответствия в экспозиции и завязке рассказа. Автор противоречит сам себе, когда говорит: «Но фантазии на то и нужны, чтобы не сойти с ума. <…> Оружие против химеры». В словаре Даля читаем: «Химера — фантазия, мечта, нелепость, пустая выдумка». Следовательно, фантазия не может быть оружием против фантазии. Молочно-белый туман, окутывающий поезд, напоминает рассказчику паутину, здесь же появляется и маленький паучок на стекле. И здесь же, на мой взгляд, есть ещё одно несоответствие: «Пауки и люди. Уникальные в своём роде. Виде. Царстве…». Биологи дали бы более точную информацию, но отметим, что пауки — это отряд класса паукообразных, включающий несколько тысяч видов, а вот человек действительно относится к царству Животных. Получается некая подмена понятий.
Но всё это лишь вступление к основному повествованию, которое начинается со второй страницы текста (читателю нужно до него добраться, и это очень важно!). Здесь рассказчик возвращается мыслями в детство, в дом бабушки, рядом с которым находился старый пень. Когда-то он был дубом, в ствол которого врос огромный булыжник. Рассказчик также вспоминает девочку-соседку, которая просила рассказать историю дуба и камня. Этот разговор кажется несущественным, но когда он повторяется в конце рассказа, мы уже понимаем, что это и есть ключевое его событие.
Выбранный автором образ паука имеет много различных толкований, как в положительном, так и в отрицательном смысле. В славянской мифологии он связан с миром духов и предков. Существовало народное поверье, будто душа во время сна покидает человека в виде паучка, а потом снова возвращается в тело. В христианстве пауки считаются символом греховного побуждения и ассоциируются со злом, обманом, колдовством. Но также у многих народов считается, что паук — это один из творцов Вселенной, он является символом плодородия и солнечного света.
«Ты когда-нибудь убивал паука?» — вопрос возникает внезапно и повторяется в рассказе тридцать два раза, накапливая раздражение читателя. Это очень удачный приём, как и возвращение к истории с девочкой и продолжению разговора с ней. Можно ли убить паука? Является ли это делом богоугодным или убийством, грехом? На эти вопросы должен ответить сам себе рассказчик. И помнить, что «каждое действие порождает последствия».
Стиль рассказа мне импонирует. Если говорить о языке, то превалируют сложные предложения, нет переизбытка обособлений. Избыточно употребление слова «кажется», пусть и в разных синтаксических ролях, но везде выражающего чувство неуверенности говорящего. Не знаю, умышленный ли это приём. Выглядит, скорее, как повтор. Если бы я выступала редактором рассказа, я бы предложила автору убрать две банальные фразы в начале и в конце текста: «Но время безжалостно не только к людям» и «теперь всё ясно».