Пару лет назад с рассказом «Пауки-боги» Игорь Озёрский стал одним из финалистов литературного конкурса «Детектив Достоевский». Надо признать, чётко выраженной детективной основы в этом произведении всё-таки нет, однако строится оно как раз на классической теме преступления и наказания. Да и убийство в «Пауках-богах» присутствует. Самое что ни на есть жестокое.
Герой-рассказчик едет в поезде и размышляет о жизни, глядя на перебирающего лапками по стеклу маленького паучка. А дальше — то ли персонажа окончательно сморило и ему приснился невероятно насыщенный событиями кошмар, то ли случилась реальная железнодорожная катастрофа и герой погиб. Причём не просто погиб, а, как водится, после смерти оказался на распутье межу адом и раем. Решать же, куда он попадёт, должны заявленные в заглавии пауки-боги. Вопрос хищные членистоногие задают персонажу всего один: «Ты когда-нибудь убивал паука?». От того, как и что ответит герой, его судьба и будет зависеть.
Первые абзацы рассказа, увы, несколько огорчают. Они наполнены пусть и совершенно правильными, но всё же шаблонными мыслями. «Жизнь проносится мимо быстрее, чем это может показаться». Ну, да, всё верно. Время бежит, а мы, кажется, так и не успели совершить то, ради чего пришли в этот мир. Успеем? Не успеем? А если успеем, то когда? Размышлять можно до бесконечности. Но всё это — вода. Правильно советуют некоторые многоопытные редакторы: дописал рассказ, повесть или роман — уничтожь его начало. Понятно, что писателю требуется так называемая раскачка, чтобы войти в текст, поймать музу за хвост или что там у неё вместо хвоста. Однако зачем бережно сохранять эту «раскачку»? Раскачался — полетел. А про тряску на взлёте знать никому не обязательно. Тем более полёт дальше будет вполне нормальный.
Начинается нормальный полёт с притчи о дубе и камне. Хорошая личная история. Веришь на все сто, что Игорю Озёрскому действительно когда-то встретился именно такой дуб. Что писатель его не придумал, а перенёс в художественную вселенную из жизни. Из одной притчи вырастает другая: если раньше герой-рассказчик видел маленького паука в огромном мире людей, то сейчас сам превратился в маленького человечка в мире огромных пауков. Здесь и появится тот самый мотив преступления и наказания. Если ты убил, будь готов к тому, что когда-нибудь могут убить и тебя. Сильный убивает слабого, не понимая, что спустя годы может появиться некто ещё более сильный. И тогда наступит время страшного суда. Причём применительно к рассказу Игоря Озёрского это словосочетание можно толковать как в религиозном, так и в самом прямом смысле, ведь судьбу героя вершат страшные гигантские пауки, из лап которых выбраться он так и не сумеет.
Финал остаётся открытым. С одной стороны, в этом сила рассказа. Автор отпускает своего персонажа, так и не решившегося сказать ни «да», ни «нет». С другой стороны, в этом и слабость, возвращение к началу сюжета. Нет ни кары, ни очищения — есть лишь общие рассуждения о том, что «любые действия порождают последствия, а вернуться в прошлое невозможно», зато впереди ещё много времени: былых ошибок не исправишь, но хоть подумаешь и новых не совершишь. И то благо!