Игорь Озерский представил на рассмотрение два рассказа — «Пауки-боги» и «Место». Один из них мне известен, я готовила вопросы к интервью с писателем для нашего портала в связи с тем, что И. Озерский вышел в финал конкурса остросюжетного рассказа «Детектив Достоевский» в конце 2021 года.
Рассказ «Пауки-боги» можно считать «проверенным», с ним познакомились многие участники литпроцесса и оценили его по достоинству. Рассказ «Место» я прочитала впервые. И у меня к нему и по нему возникло много вопросов и предложений автору.
Но — обо всём по порядку.
Раз уж рассказы присланы парой, поневоле начнёшь их сравнивать и сопоставлять. Тем более, что пересекаются основные понятия и образы — скоротечность жизни, время бегущее и время остановившееся, поезд… Выбор, судьба, преступление (грех) и наказание…
Эти рассказы различаются по «степени готовности». Первый рассказ состоялся. О нём можно рассуждать в таком ключе — что он может дать каждому читателю, на какие мысли натолкнуть, какие вызвать чувства и воспоминания. Своими поделюсь.
Над вторым рассказом стоит ещё поработать. Начиная с корректуры, но это момент технический и несложный. Нужно сделать правку. На разных уровнях.
Начнём с рассказа «Пауки-боги». После «Превращения» Франца Кафки все писатели, в чьих произведениях фигурируют насекомые, обречены на сравнение с чешским гением-провидцем. С позволения автора, я не буду проводить это сравнение.
Я попробую пойти другим путём.
Герой едет в поезде, размышляет. Вглядывается в окружающее пространство. Замечает паучка на вагонном стекле. Затем происходит крушение. И дальше — паучий суд, в котором герой (очевидно умирающий в результате катастрофы) выступает подсудимым.
Суд начинается издалека, с воспоминания о дружбе с девочкой на даче, с рассказа (в который раз) о дубе и камне. Девочке нравится слушать, как мальчик пересказывает историю, услышанную от бабушки.
«Откуда в дубе может быть камень!» — в который же раз восклицает девочка.
Она же становится и первой/ым судьёй. Именно она в первый раз спросит героя: «Ты когда-нибудь убивал паука?».
Дальше герой обнаруживает себя положенным на нечто «мягкое и колючее», поначалу неопознаваемое. Всё пространство вокруг него заполнено гигантскими пауками. Упоминаются лапы с когтями, волосатые туловища, хелицеры (ротовые придатки паукообразных, в которых открываются протоки ядовитых желёз). Всё гигантское, вызывающее оторопь. Приятного мало.
Перед нами разворачивается судебный триллер с медленно нарастающей тревогой, в который позднее ворвётся мистический хоррор с его стремительным, неожиданным шоковым воздействием.
Один из пауков наседает на героя. Герой в ужасе. Встать он не может. Он погружен в «отмершие волоски, опавшие с гигантских паучьих тел».
Маленького себя (по сравнению с гигантским пауком) герой сравнивает с крошечным паучком, который сидел в углу вагонного окна в начале рассказа. «Теперь мы поменялись местами».
Жуткая сцена поедания пауками человека в чёрном свитере — тот самый хоррор. Поучительная, в назидание? «…мужчина в черном свитере ответил неверно».
А как ответить верно?
В поисках центрального образа, мотива в этом небольшом рассказе можно оказаться перед непростым выбором. Здесь и дуб, в котором каким-то образом размещается камень (заполняя пустоту дерева), здесь и предположение (или утверждение), что рай — внизу, а вовсе не где-то на небесах.
А ещё перед нами новое, неожиданное толкование самого популярного библейского сюжета — о первой женщине Еве и её взаимоотношениях с Адамом и змеем. «Убей паука!» — требует «Ева», девочка-соседка. Нам неизвестно, кто в данном случае выступил в роли змея-искусителя, но можно догадаться, что не обошлось без участия теперешних судей.
Мы не знаем, как отнёсся к предложению Евы — вкусить плоды — Адам, что он думал и чувствовал. Герой рассказа «Пауки-боги», вспоминая теперь эпизод из своего детства, не может понять, почему тогда послушал девочку. Девочка ставит условие: «Ты либо его убьёшь, либо я домой!».
Через много лет угроза девочки кажется герою смешной. «В детстве же всё представляется иначе».
Паук не был убит до конца, а лишь изуродован мальчиком. У него переломаны ноги. Вот он теперь, перед нами, раненый гигант. «- Зачем ты это сделал?» — а под силу ли большинству людей ответить на этот вопрос? Не слишком ли он сложен?
Интересно, что в версии автора «Ева» не пострадала и она-то как раз отправилась в рай, тот самый, который внизу.
Правда, и процесс возвращения «Евы» в рай — ну очень уж специфическое, своеобразное. «Рай, путь в который пролегает через отмершую паучью плоть…». В рай ли?..
Такие мысли о первом рассказе.