ПЕСНЯ СТИКСА
песня стикса
0
Стикс
— мифическая река, протекающая во мраке в подземном царстве Аида.
Харо́н
— в греческой мифологии перевозчик душ умерших через реку Стикс в Аид (подземное царство мертвых).
03
ОПУБЛИКОВАН В литературно-художественном и общественно-политическом журнале «аврора»
ПЕСНЯ СТИКСА1
— Посмотри на меня, лодочник. Уверен, ты прекрасно знаешь, что мне сейчас нужно. Все верно. Убраться отсюда прочь! Каким бы сильным ни было течение — это не важно. Шторм даже на руку нам — быстрее доберёмся. Слышишь меня, лодочник? В путь!

С неба падал красный снег. Таким он становился на закате. И вслед за ним вода тоже приобретала бордовые оттенки. Волны подхватили нас…

Свежий воздух заполнил лёгкие, и я поднял голову к небу. Оттуда бил свет, но за ним ничего не было. Я хотел бы знать больше. Но не знал. Так же, как хотел бы увидеть звёзды, но не видел их.

Скрип вёсел и шум ветра.

— Посмотри на это, лодочник! Что стало с нами? Что стало с миром? Большая черепаха держала на спине трёх слонов, а они в свою очередь — Землю. И, судя по всему, им страшно это надоело.

Я услышал гром, а затем меня ослепила яркая вспышка. Ветер стал завывать сильнее. Лодку раскачивало на волнах, но я чувствовал себя на вершине мира. Мне казалось, будто я поднялся в облака, хотя мы шли вниз по течению. Теперь уже не имеет значения, что было раньше. Можно вспоминать смех и слезы, хорошее и плохое. Но река течёт дальше. Всё ниже и всё жарче.

— Лодочник! Ты же точно знаешь дорогу?

Я не слышал пения птиц. Но я и не вслушивался в это пение. Они молчали только для меня. Теперь же я слышу скрип вёсел. И это — музыка лишь для моих ушей. Поиск предназначения завершился исполнением предназначения.

Я вижу образы. В них всё, что совершено при жизни. Они сменяют друг друга, и как слайды бегут один за другим, растворяясь в неизвестности; они исчезают также легко, как и возникают.
У неё были густые ресницы, очень красивые глаза и платиновые волосы. Наверное, такого же цвета была и её душа. К сожалению, о моей душе нельзя сказать того же.
— Лодочник, только не упрекай меня…

Всё, что нужно было сказать, не сказано, а то, о чём необходимо было молчать, провозглашено. Теряются слова и смыслы. Остаются только красные строки, абзацы и знаки препинания. Заглавная буква и следующая за ней точка. Экспозиция, завязка, кульминация и конец — в объеме меньшем, чем один пробел. Одна жизнь среди тысяч таких жизней, когда индивидуальное становится общим, однообразным, абсолютно неинтересным и банальным. Вероятно, что-то следовало изменить или не делать вовсе. Но теперь уже точно слишком поздно.

Я не верил в Стикс, но оказалось, что моя вера не имеет значения. Я хотел бы оказаться в другом месте, но меня об этом никто и не спрашивал.

— Лодочник! Хотя нет, не важно…

Я оглянулся, но в этом не оказалось смысла. Лишь пропущенные звонки и оставленные без ответа сообщения. Дела, которые позволяют ощутить себя более или менее нужным, или как минимум не особо бесполезным. Электронный свет. Недокуренные сигареты. И… что-то совсем простое, но при этом невообразимо сложное. Такое светлое и очень страшное…

Просто кто-то в конце концов оказывается в этой лодке, а река мёртвых течёт только в одном направлении, как, в принципе, и все другие реки.

— Греби быстрее, лодочник, греби!

…И думаешь лишь об одном: чего всё-таки стоит тишина перед неизведанным, пара минут спокойствия на смертном одре, глоток Nicotiana tabacum перед казнью… Или шум ветра и скрип вёсел, которые сопровождают тебя в последний путь.

Огромные хлопья снега осторожно опускались на одежду, на волосы и на лицо лодочника, но он делал вид, что не замечал их и грёб дальше, как ни в чём не бывало. Он молчал. За него говорил Стикс.

— Посмотри на меня, перевозчик душ! Ты же знаешь, куда мы идём! Да, мой дорогой Харон2, — в Аид…

Кажется, я знаю, чего стоит этот путь. Он стоит того, что бы жить и однажды влюбиться; стоит первого поцелуя и запаха её тела; взлёта и падения, шума дождя и огромных хлопьев снега, рассвета и заката…

Наверное, скрип вёсел не такая уж и высокая цена за это.
________________________________________________

1 Стикс — мифическая река, протекающая во мраке в подземном царстве Аида.

2 Харо́н — в греческой мифологии перевозчик душ умерших через реку Стикс в Аид (подземное царство мертвых).
03
Мнения писателей
и литературных критиков
КРИТИКА

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА ЛИТЕРАТУРНОЙ ГАЗЕТЫ

«Река Стикс, карточная игра в адской приемной и толстый король со скипетром и жирной куриной ногой, дотошно вопрошающий: «Летали ли вы в порывах ветра»? Нелицеприятное завершение обычной человеческой жизни.»

ЧИТАТЬ ОТЗЫВ

Критик, публицист, член СПР, редактор отдела критики журнала «Наш современник»

Ко мне на разбор попали четыре рассказа Игоря Озерского, но если бы они не были разделены названиями, то я бы подумала, что это один текст. Причём текст не совсем художественный: скорее — попытка философского размышления о смысле жизни и её скоротечности. Состоит она из набора самоочевидных максим, которые автор пытается соединить в поучительные суждения: «Реки обернутся морями, а моря станут океанами. Так глобально по сравнению с человеческой жизнью и так ничтожно по сравнению с вечностью. Как ощутимо меняется цвет горизонта, когда солнце одаряет небо своими обжигающими лучами. Единство вселенной в одном взгляде всегда сопряжено с непониманием. Наша жизнь — секунда, ведь наш век не вечен: он, как и мы, имеет своё начало, он, как и мы, имеет свой конец».

ЧИТАТЬ ОТЗЫВ
ЗАВЕДУЮЩИЙ ОТДЕЛОМ ОБЩЕСТВА И КУЛЬТУРЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЖУРНАЛА «ЗНАМЯ»
«Из этих и других рассказов автора мог бы получиться интересный цикл, но в нём хотелось бы видеть эволюцию фактически единого, переходящего из новеллы в новеллу героя, хотелось бы, чтобы герой не множил свои взгляды, а, наконец, сумел разобраться со смертью, с любовью и, в конечном счете, с самим собой, то есть пришёл к той самой искомой гармонии…»

ЧИТАТЬ ОТЗЫВ
Поэт, прозаик, драматург, литературный переводчик, секретарь СПР, зам. гл. редактора журнала «Бельские просторы».
«Иногда он сознательно как будто отклоняется от темы, но это только делает его прозу еще более цельной, сквозная смысловая линия упруго протянута через всё произведение».

ЧИТАТЬ ОТЗЫВ

Литературный критик, Кандидат филологических наук, Член Российского Союза профессиональных литераторов, Член ЛИТО Московского Дома учёных, Старший научный сотрудник Государственного историко-литературного музея-заповедника А.С. Пушкина

Любопытная фигура смысла в рассказе «Песня Стикса» заключается в том, что мы угадываем идеальные источники посюсторонних явлений, но пока мы находимся на Земле, мы не можем заглянуть по ту сторону здешнего бытия, непосредственно обнаружить его идеальные источники. Вот почему автор весьма осторожен и сдержан, внося в свою прозу элементы мистерии. У Озерского они являются лишь спорадически, тогда как основное действие рассказов Озерского проистекает в параметрах познаваемого мира. Иначе говоря, признаки литературного кантианства у Игоря Озерского сочетаются с признаками литературного деизма в стиле Вольтера.

ЧИТАТЬ ОТЗЫВ

РЕЦЕНЗИЯ НА НОМЕР ТОЛСТОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЖУРНАЛА «АВРОРА»

В рассказе Озёрского «Песня Стикса» присутствует кантианское представление о трансцендентальных феноменах бытия. У Озёрского элементы мистерии являются лишь спорадически, тогда как основное действие рассказов проистекает в параметрах познаваемого мира. Иначе говоря, признаки литературного кантианства у Игоря Озерского сочетаются с признаками литературного деизма в стиле Вольтера

ЧИТАТЬ ОТЗЫВ
04
СТАТЬИ И ЖУРНАЛЫ
ПРИЗНАНИЕ